Статья на Межрегиональной научно-практической конференции «Ценностные ориентиры дошкольного образования XXI века»
02.08.2022
Бизиборд как элемент развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста
В настоящее время проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации стоит особенно актуально и обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека интеллектуально и коммуникативно-развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми.
Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах системы образования. Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у детей раннего возраста.
Aктуальноcть работы по pазвитию мелкой моторики у детей раннего дoшкoльного вoзраста обуcловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления o форме, величине предметов, иx расположении в пространстве.
Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать eго артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Мeлкая моторика - совокупноcть скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании co зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.
Мария Монтессори утверждала: "Ребенок с самого рождения стремится к знаниям, а задача взрослых- обеспечить условия для безопасного приобретения им этих знаний", поэтому появилась идея создавать максимально безопасную окружающую среду, чтобы, находясь в ней, ребенку могла предоставляться полная самостоятельность и он мог в ней развиваться без постоянного включения взрослых. Так элементом развивающей предметно-пространственной среды является Бизиборд. Бизиборд - развивающая доска для детей, которая содержит много предметов, которые могли бы заинтересовать малыша. Дословно «бизиборд» можно перевести как «доска, чтобы занять малыша».
Настенный бизиборд от производителя г. Красноуфимска, Свердловской области торговой марки «Мишутка Ломоносович» соответствует требованиям, предьявляемым к развивающей предметно-пространственной среде, отраженных во ФГОС ДО:
- содержательно-насыщенный, развивающий (бизиборд содержит множество развивающих элементов, в то же время не перенасыщен, каждый элемент доски несет развивающий характер);
- доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей детей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);
- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; основной материал
- деревянные гладкие основы без острых углов, все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской на водной основе);
- эстетически-привлекательный (основной фон бизиборда покрыт матовой краской пастельных оттенков; цветовая гамма подобрана так, чтобы познакомить малышей с основными цветами; содержит развивающие элементы- предметы разных форматов и цветов).
Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, средством всестороннего развития его личности.
Остановимся подробнее на оснащении бизиборда «Лисичка-сестричка», расположенного в групповом помещении группы детей раннего возраста.
Бизиборд оснащен:
- лого-лабиринтом с тремя видами бегунков и карточками-заданиями к нему, которые решают комплекс задач- позволяет не только развивать мелкую моторику рук, но и логическое мышление ребенка в процессе сортировки бегунков (сортировка по одному из двух признаков- по форме или цвету);
- двумя вкладышами с геометрическими фигурами, удерживаемыми на месте с помощью замков-вертушек;
- мебельным роликом, направленном на стимулировании пальцев и ладошек ребенка;
- калейдоскопом с цветным изображением, ягод- позволяющим изучить виды ягод, весело крутя пальчиком шестерню (принцип штурвала).
- глазком в виде капли, который открывает/закрывает изображение ягодки;
- комплексом разноразмерных шестерней. В ходе кручения шестерней дети могут наглядно наблюдать принцип действия механики, когда работа одного элемента приводит в движение другой. - лютиком-цеточком, который можно покрутить в разные стороны (имитирует открывание ребенком водопроводного крана и способствует развитию кисти рук ребенка);
- фигуркой котика с бантиком-веревочкой, который способствует тренировке мелкой моторики рук ребенка, развитию умения завязывать/развязывать узелки и бантики;
- тучкой с фигурками-тянучками на веревочках (солнце и луна, капельки), которые «расскажут» о смене дня и ночи, а также осадках, круговороте воды в природе;
- дверцей, оснащенной ветровым крючком и прячущейся за ней иллюстрацией из сказки «Колобок» (ветровой крючок знакомит с устройством простейшего замка).
Таким образом, занимаясь с бизибордом, дети развивают:
- мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);
- координацию движений (этому способствуют дверцы, замочки, шнуровки);
- усидчивость (маленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);
- логику (малыши начинают понимать, что сначала открываем замок/щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);
- цветовосприятие (в оформлении доски используются основные цвета оформления развивающих элементов, таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете);
- воображение (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь);
- память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память ребенка).
Практика педагогической деятельности показывает, что проводимые нами мероприятия с использованием бизиборда «Лисичка-сестричка» позитивно отражаются на развитии воспитанников группы раннего возраста. Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности данного дидактического пособия. Использование бизиборда даёт возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу - включиться в активное сотворчество и взаимодействие с воспитанниками.
Подводя итог, хочется также отметить, что с использованием бизиборда у детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием.
Автор - педагог высшей категории МАДОУ №2 г. Красноуфимска, Федякова Евгения Валерьевна