Производство бизибордов
и декоративных настенных
панелей по ФГОС
Корзина пуста

Вернуться назад

Статья на Межрегиональной научно-практической конференции «Ценностные ориентиры дошкольного образования XXI века»

02.08.2022

Бизиборд как элемент развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста

В настоящее время проблема организации развивающей предметно-пространственной среды в дошкольной образовательной организации стоит особенно актуально и обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека интеллектуально и коммуникативно-развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми.

Бизиборд по ФГОС от производителя Мишутка Ломоносович

Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах системы образования. Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у детей раннего возраста.

Aктуальноcть работы по pазвитию мелкой моторики у детей раннего дoшкoльного вoзраста обуcловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира.

Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления o форме, величине предметов, иx расположении в пространстве.

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать eго артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Мeлкая моторика - совокупноcть скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании co зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Мария Монтессори утверждала: "Ребенок с самого рождения стремится к знаниям, а задача взрослых- обеспечить условия для безопасного приобретения им этих знаний", поэтому появилась идея создавать максимально безопасную окружающую среду, чтобы, находясь в ней, ребенку могла предоставляться полная самостоятельность и он мог в ней развиваться без постоянного включения взрослых. Так элементом развивающей предметно-пространственной среды является Бизиборд. Бизиборд - развивающая доска для детей, которая содержит много предметов, которые могли бы заинтересовать малыша. Дословно «бизиборд» можно перевести как «доска, чтобы занять малыша».

Бизиборд в ДОУ по ФГОС Мишутка Ломоносов

Настенный бизиборд от производителя г. Красноуфимска, Свердловской области торговой марки «Мишутка Ломоносович» соответствует требованиям, предьявляемым к развивающей предметно-пространственной среде, отраженных во ФГОС ДО:

- содержательно-насыщенный, развивающий (бизиборд содержит множество развивающих элементов, в то же время не перенасыщен, каждый элемент доски несет развивающий характер);

- доступный (пособие изготовлено с учётом возрастных особенностей детей и находится в свободном доступном месте, что доставляет детям радость, развивает у них интерес к изучению нового);

- безопасный (все поверхности основы тщательно зашкурены; основной материал

- деревянные гладкие основы без острых углов, все детали сделаны из прочных материалов и покрыты качественной краской на водной основе);

- эстетически-привлекательный (основной фон бизиборда покрыт матовой краской пастельных оттенков; цветовая гамма подобрана так, чтобы познакомить малышей с основными цветами; содержит развивающие элементы- предметы разных форматов и цветов).

Бизиборд служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое, художественно-эстетическое и может являться формой психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, средством всестороннего развития его личности.

Бизиборд недорого по ФГОС для ДОУ

Остановимся подробнее на оснащении бизиборда «Лисичка-сестричка», расположенного в групповом помещении группы детей раннего возраста.

Бизиборд оснащен:

- лого-лабиринтом с тремя видами бегунков и карточками-заданиями к нему, которые решают комплекс задач- позволяет не только развивать мелкую моторику рук, но и логическое мышление ребенка в процессе сортировки бегунков (сортировка по одному из двух признаков- по форме или цвету);

- двумя вкладышами с геометрическими фигурами, удерживаемыми на месте с помощью замков-вертушек;

- мебельным роликом, направленном на стимулировании пальцев и ладошек ребенка;

- калейдоскопом с цветным изображением, ягод- позволяющим изучить виды ягод, весело крутя пальчиком шестерню (принцип штурвала).

- глазком в виде капли, который открывает/закрывает изображение ягодки;

- комплексом разноразмерных шестерней. В ходе кручения шестерней дети могут наглядно наблюдать принцип действия механики, когда работа одного элемента приводит в движение другой. - лютиком-цеточком, который можно покрутить в разные стороны (имитирует открывание ребенком водопроводного крана и способствует развитию кисти рук ребенка);

- фигуркой котика с бантиком-веревочкой, который способствует тренировке мелкой моторики рук ребенка, развитию умения завязывать/развязывать узелки и бантики;

- тучкой с фигурками-тянучками на веревочках (солнце и луна, капельки), которые «расскажут» о смене дня и ночи, а также осадках, круговороте воды в природе;

- дверцей, оснащенной ветровым крючком и прячущейся за ней иллюстрацией из сказки «Колобок» (ветровой крючок знакомит с устройством простейшего замка).

Таким образом, занимаясь с бизибордом, дети развивают:

- мелкую моторику (основная задача бизиборда – дать ребёнку полную свободу тактильного восприятия);

- координацию движений (этому способствуют дверцы, замочки, шнуровки);

- усидчивость (маленькие дети неспособны долго удерживать внимание на одном предмете, а бизиборд даёт возможность выполнять и планировать множество действий);

- логику (малыши начинают понимать, что сначала открываем замок/щеколду, а только потом откроется дверца; формируются причинно-следственные связи);

- цветовосприятие (в оформлении доски используются основные цвета оформления развивающих элементов, таким образом, ребенок знакомится с эталонными представлениями о цвете);

- воображение (ребенок самостоятельно может придумать, как еще использовать ту или иную деталь);

- память (нейронные сигналы от маленьких пальчиков передадутся в мозг и обогатят впечатлениями память ребенка).

Бизиборд Лисичка Лиса по ФГОС настенный

Практика педагогической деятельности показывает, что проводимые нами мероприятия с использованием бизиборда «Лисичка-сестричка» позитивно отражаются на развитии воспитанников группы раннего возраста. Положительные отзывы родителей и наблюдаемая динамика в развитии детей говорят о высокой эффективности данного дидактического пособия. Использование бизиборда даёт возможность каждому малышу проявить свою индивидуальность и личностные качества, а педагогу - включиться в активное сотворчество и взаимодействие с воспитанниками.

Подводя итог, хочется также отметить, что с использованием бизиборда у детей повышается желание взаимодействовать друг с другом, а общение и взаимодействие наполняются новым, актуальным и интересным, содержанием.

Автор - педагог высшей категории МАДОУ №2 г. Красноуфимска, Федякова Евгения Валерьевна